Пьяный, без прав
и вида на жительство
Те, кому приходится пользоваться услугами таких перевозчиков, знают
не понаслышке: маршрутки зачастую объезжают пробки по тротуарам, берут
больше народа на борт, чем может вместить машина, проскакивают на
красный свет, пересекают потоки в ловле пассажира.
Зачастую даже самый вид этих машин вызывает подозрения, что не
доедут они до ближайшей остановки. Более того, был случай, когда
маршрутка не смогла высадить пассажиров из-за того, что дверь
заклинило. Около получаса потребовалось водителю микроавтобуса и его
коллеге, подъехавшему на помощь, чтобы освободить несчастных, запертых
в зат-хлом салоне за собственные деньги. Если вы думаете, что маршрутка
потом отправилась на ремонт, то вы ошибаетесь: она поехала дальше
возить пассажиров.
Масштабная гаишная проверка, проведенная по всей стране, показала,
что часто на линию отправляют автобусы, которые не проходили техосмотр.
И не прошли бы - столь очевидны дефекты в их состоянии. В отношении
гражданина Узбекистана, который перевозил в Москве пассажиров от метро
"Сходненская" по микрорайону Тушино, возбуждено уголовное дело по
статье 238 УК. Он с легкой душой возил людей на "газели" с неисправными
тормозами, что подтверждено экспертизой.
За рулем маршруток попадаются даже пьяные водители. За время
проведения гаишной операции "Автобус" только в Москве таких выявлено
четыре человека. И еще девять отказались от проведения медицинского
освидетельствования.
Срок - за хозяина
Как бороться с автобусами, их владельцами и водителями, до сих пор
неясно. Все ужесточения наказаний прошли мимо автотранспортных
предприятий и легли на плечи самых незащищенных - водителей по найму. В
отношении организаций такие дела не возбуждаются. Да и привлечь к
ответственности организацию за нарушение правил пассажирских перевозок
практически невозможно.
Приведу в пример случай с одной из транспортных компаний
Санкт-Петербурга. Произошла авария из-за того, что у маршрутки отказали
тормоза. Кто выпустил такую машину на линию? Оказывается, никто ее не
выпускал. Потому что организация, работающая на этом маршруте, из-за
нехватки собственного транспорта подрядила по договору другую
организацию. У той были машины, но не было водителей, поэтому она
предоставила автобусы в аренду третьей организации. В итоге получилось,
что никто в случившемся не виноват, кроме водителя, конечно. Ситуация
вполне по Райкину: вас устраивает, как пуговицы пришиты? Так вот мы
отвечаем только за пуговицы.
Таким образом автопредприятия отвечают только за то, чтобы на
маршруте были автобусы. А вот какие автобусы и какие на них водители -
это уже не их проблемы.
Крупные автотранспортные хозяйства организуют контроль и за
маршрутами, и за тем, какие машины выходят на линию, и за самими
водителями. Предприятиям малого бизнеса это только лишняя головная боль
и бесполезная трата средств. Однако заставить их выполнять все
необходимые требования по безопасной перевозке пассажиров крайне трудно.
Привлечь их к уголовной ответственности невозможно - та же статья
238 не предусматривает ответственности юридических лиц. Руководители
таких предприятий отвечают по административному кодексу: максимальный
штраф - 20 тысяч рублей. И это только в том случае, если предприятие не
выполняет предписания ГИБДД. А в случае, если на линию выпущен автобус
с неисправными тормозами, то максимум, что грозит тому, кто отправил
такой транспорт в рейс, - штраф до тысячи рублей.
Пока наши автотранспортные предприятия будут нести такую очень
условную ответственность, до тех пор и будут на маршрутах работать
гастарбайтеры, не знающие не только правил дорожного движения, но и
русского языка. Маршрутки продолжат ездить по тротуарам с риском
задавить пешехода и по обочинам - с риском опрокинуться. А отвечать за
эти нарушения будут те, кто сидит за рулем. Причем уголовной статьей. А
если он не захочет возить пассажиров на машине без тормозов - пусть
увольняется, найдут другого, более сговорчивого.
Статья на все случаи
Статья 238 Уголовного кодекса применяется в отношении
водителей-таксистов сравнительно недавно. Этой практике нет еще и года.
Первый раз по ней обвинили таксиста в городе Урае Ханты-Мансийского
автономного округа. Там водитель сначала был наказан за то, что
перевозил ребенка без детского сиденья. За первое нарушение он
отделался штрафом, а когда был пойман во второй раз, то прокурор города
нашел на него способ воздействия в виде этой уголовной статьи.
Правозащитники тогда возражали против жесткого наказания, убеждая,
что такой проступок влечет лишь административную ответственность. Тем
не менее суд города Урая посчитал претензии прокурора вполне
обоснованными и наказал таксиста сроком один год. Правда, условным.
Инициативу продвинутого прокурора из Югры поддержали и некоторые
другие. И волна привлечения к уголовной ответственности водителей такси
или автобусов пошла набирать обороты. Правда, некоторые прокуроры
считают такую квалификацию нарушения необоснованной и закрывают
уголовные дела. А в некоторых регионах с такой постановкой вопроса не
согласны судьи. Но количество дел, заведенных по этой статье в
отношении водителей, растет. Прецедент был создан, и теперь им спешат
воспользоваться.
Да, ездить на маршрутках страшно и опасно. Однако пока нет
транспорта, который бы быстро доставил до нужного места, соблюдая все
правила безопасности, приходится чем-то жертвовать. Либо безопасностью,
либо временем.
В свою очередь гаишники утверждают, что применение статьи 238 - это
не их епархия. Они только сообщают о нарушении, а квалификация этого
нарушения - дело прокуроров и судов. Есть, конечно, ряд вопросов по ее
применению. Например, в законодательстве не определено, что считать
услугами. Тем более нет четкого понимания, что считать услугами, не
соответствующими требованиям безопасности. Но если прокурор решил и суд
одобрил, то спорить с ними может только тот, кто получил срок. Несмотря
на то что по этой статье обвинен не один человек, обжалования этих
решений пока не поступало. В каких случаях можно, а в каких не стоит
применять эту статью, может определить только Верховный суд. Как
сообщили нам в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения
МВД, потребовать такого определения может только водитель, которого
привлекли по такому делу. А пока водителям приходится полагаться на
совесть прокуроров, а пассажирам - на совесть водителей.
Как правило, маршрутные автобусы оборудованы по одному принципу:
первый ряд сидений обращен спиной к дороге. Как ни странно, эти места
не самые опасные. При резком торможении или столкновении пассажир не
вылетит из него, у него есть довольно жесткая опора сзади. Правда,
пассажиры, сидящие перед ним, вполне могут причинить ему довольно
серьезные травмы.
Наиболее "аварийные" места - это как раз ряд напротив. Не все
маршрутки оборудуются ремнями безопасности, поэтому пассажир при резкой
остановке просто вылетит из кресла. Если учесть, что он находится
примерно в середине салона, а перед ним два метра свободного
пространства, то такой полет может обернуться тяжелейшими увечьями.
Самое опасное место - одиноко ютящееся возле пассажирской двери. При
столкновении полет пассажира, вылетевшего из этого кресла, не
самортизируют даже сидящие напротив, ибо их там нет. Зачастую перед
этим креслом ставят металлический поручень. Но в аварии этот
дизайнерский изыск только усугубит травмы.
Надо сказать, что в современных микроавтобусах все места оборудованы
ремнями безопасности. И задача водителя - заставить всех пассажиров
пристегнуться. В "газелях" ремни безопасности предусмотрены только на
передних сиденьях рядом с водителем. Госавтоинспектор вполне может
предъявить претензии за непристегнутый ремень и даже оштрафовать
водителя на 500 рублей, а пассажира - на 100.
Кстати, на днях в Чувашии школьный автобус на спуске не уступил
дорогу "газели", которая следовала по главной дороге. Произошло
столкновение. Автобус лег на бок. В нем были 11 детей и трое педагогов.
Никто не был пристегнут. В итоге десять детей и двое взрослых
доставлены в больницу с различными травмами. В маршрутке было восемь
пассажиров. Никто из них не пострадал. Все были пристегнуты.
Источник: http://rg.ru/2008/10/10/transport-dela.html |